Сиде является одним из самых старых портов Памфилии. Он был основан в VII в. до н.э. греками-колонистами из Эолиты. В Сиде правили ликийцы и персы, Александр Великий и Селевкиды, властители Пергама и Рима. Наиболее яркий этап процветания Сиде связан с II-III вв. н.э., когда город разбогател на торговле рабами, особенно красавицами. Связь Сиде с Римской империей прослеживается с XII в. до III в. Самые важные и прекрасные памятники были созданы именно в это время. Здесь до сих пор ощущается величие римской эпохи и ее правителей. В Сиде сохранились ворота с арочным павильоном и фонтаном. Здесь в 71 г. н.э. был воздвигнут памятник в честь императора Веспасиана (9-79 гг. н.э.) и его сына Тита. Скульптурный портрет Веспасиана хранится в Пергамон-музее в Берлине.
В Сиде сохранились остатки построенного на равнине римского театра (II в. н.э.), агоры, где торговали красотками рабынями и где был воздвигнут храм богини случая — Тихе, а также библиотеки, нимфея и городской стены. Сохранились и античные термы (V в. н.э.), где теперь действует городской археологический музей, представляющий коллекцию саркофагов, скульптур, лепных украшений и барельефов. Любопытны также античные развалины храма Аполлона, храма Артемиды (II в. н.э.) и византийской базилики (IX в. н.э.), которые можно отыскать в порту. В древности это был один из самых значительных городов на побережье Памфилии. Столкновения и войны с арабами положили конец процветанию Сиде. Переживавший в IV в. упадок Сиде в начале VI в. превратился в епископский центр и снова возродился. Этот город в то же время известен как место встреч и купания в бассейне римского императора Марка Антония с египетской царицей Клеопатрой.
Сиде бывший до недавнего времени небольшим рыбацким портом, — фешенебельный курорт. Несмотря на стремительные перемены, он до сих пор хранит каждым своим уголком дух истории.
Музей
От городских ворот дорога ведет к агоре, бывшему невольничьему рынку. В римских термах находится музей (открыт ежедневно с 8.30 до 11.45 и с 13.00 до 17.00), где выставлена коллекция статуй, рельефов и саркофагов.
Агора (Площадь)
Еще в античные времена в Сиде было 2 агоры (площади). Одна из площадей обнесена порталами. По преданию Страбона, здесь продавали рабов. Посередине площади имеется место поклонения богине счастья, вокруг него — колонны с карнизами.
Площадь в южной части Сиде была народной и там есть небольшая площадка (в виде салона) для совершения молитв императором. Статуи, которые были в нишах, хранятся сейчас в музее.
Театр
За агорой возвышается театр (открыто ежедневно с 9.00 до 12.00 и с 13.00 до 17.00), вмещавший 20000 зрителей. Он был построен в середине 200-х гг. н.э. В постройке имеются элементы, которые отличают его от других театров, построенных ранее. Он построен совсем не так, как у эллинов — на склоне горы, а в римском стиле — на ровной площадке, сиденья держатся на сводчатых арках, сами арки — на фундаменте. Под арками устроены коридоры. 29 рядов вмещали 16000 зрителей. В те времена сцена и своды были украшены статуями и изразцами.
Все, что осталось сегодня, — это маски Трагедии и Комедии, отколотые головы Медуз, разбросанные по сцене. Чтобы оберегать зрителей во время зрелищ борьбы с дикими животными позже вокруг сцены была построена стена высотой 1,5 м. Здесь найдено множество статуй, которые с 1964 г. находятся в музеях. Многие из памятников, обнаруженных здесь и относящихся к VI столетию н.э., находятся в Риме. Поднявшись на верхние скамьи, вы сможете представить себе план древнего города. Главная улица современного Сиде ведет к старому порту и храмам Аполлона и Афины.
Городские ворота
Монументальные ворота и источник были построены в честь императора Веспасиана. Высота 6 м. В центральной нише стояла статуя императора, а в нишах по бокам — статуи знатных людей. В 71-м г. н.э. это строение было превращено в источник.