Close
+7 926 856 9648

Религия в Турции

/ Home / Mediterranian / Turkey / Религия в Турции

Подавляющее большинство населения Турции (99%) исповедуют ислам преимущественно в форме суннизма ханифитского толка. Среди турок некоторых районов Восточной Анатолии, а также среди курдов и части арабов распространен шафиитский толк суннизма. Шииты составляют примерно 16% населения Турции. В основном это последователи двух сект: али-илахи (курды в Дерсимских горах и на севере Харпутской равнины, а также часть юрюков и туркменов) и нусайриты (арабы по границе с Сиреей). Среди курдов некоторых районов Юго-Восточной Турции встречаются также йезиды. В стране существует ряд религиозных орденов, наиболее известны из которых мевлевийя, накшбандия, тиджанийя и бекташи. Из христиан представлены православные (главным образом греки, а также болгары и часть арабов), армяно-григориане, халдо-католики и др.

ИСЛАМ В ТУРЦИИ

Ислам оформился в VII в. в западной области Аравийского полуострова. Он возник в силу ряда объективных исторических причин. Разложение родопле-менного строя арабов, кризис в торговле, вызванный неблагоприятной международной обстановкой, и многие другие причины усилили вызревшие внутри арабов тенденции к централизации. Интересы общества требовали прочного и длительного объединения страны, стабилизации ее политического и экономического положения. Для этих целей было необходимо идейное знамя. В ту пору у арабов были распространены различные верования, существовало многобожие.

Тенденции к централизации вызвали стремление и к созданию единых родовых и племенных культов. Вера политически наиболее мощных племен становилась обязательной для подчиненных им менее могущественных племен. В Аравии к началу VII в. наибольшего могущества достигло племя курейш в Мекке. Соответственно, с возвышением курейшитов возросло и значение храма Кааба, находившегося в Мекке. Постепенно племенной курей-шитский бог, которого называли "Илах", стал вытеснять богов прочих племен. В последствии, как "Аллах", он вошел в ислам в качестве единого бога.

Возвышение Аллаха среди прочих племенных богов произошло еще и благодаря деятельности Мухаммеда, выходца из рода Бану-Хашим племени курейшитов. Получив, по преданию, около 609 г. божественное откровение, он выступил с проповедью в Мекке. В 622 г. вместе с единомышленниками был вынужден переселиться (хиджра) в Медину. Но уже в 630-631 гг. мусульмане под предводительством Мухаммеда подчинили Мекку и значительную часть Аравии, создав таким образом теократическое государство.

В процессе формирования ислам, испытывавший значительное влияние уже сложившихся монотеистических религий: иудаизма, зороастризма и христианства — распался на несколько течений и несколько десятков сект. Однако возникновение двух основных направлений ислама — суннизма и шиизма — связано прежде всего с политическими перипетиями. Суть конфликта в том, что шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов из рода Алидов, основателем которого стал халиф Али — двоюродный брат Мухаммеда.

Основополагающие принципы исламских догматов и культа в суннизме, шиизме и многочисленных сектах почти не подверглись изменениям. Различия коснулись второстепенных положений, выразились в догматику и культовую практику. Кроме общемусульманских, у шиитов есть свои праздники (например, день, когда Мухаммед признал Али своим преемником), свои памятные даты (дни траура по Али и его сыну Хусейну), свои места паломничества. Сунниты наряду с Кораном почитают Сунну (священное предание, состоящее из хади-сов), на которой основывается религиозная и политическая жизнь.

Основные Принципы Ислама

Основной догмат ислама — единобожие — выражен простой формулой исповедания веры (шехадет): "Нет иного божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — его пророк". Само слово "ислам" означает "покорность" (Аллаху и судьбе, им предначертанной), а "мусульманин" (арабское "муслим") — "покорный". На этом основании некоторые мусульманские богословы в Турции даже осуждают страхование жизни и имущества от несчастных случаев, "ибо нельзя обмануть предопределение". Коран, сборник проповедей и наставлений Мухаммеда, — священная книга мусульман, "Библия ислама". Он считается "словом Аллаха", переданным пророку на арабском языке через архангела Джейрана. Коран написан особым стихотворным размером, без рифм. Коран и дополняющая его Сунна составляют в исламе основу вероучения, права, этики и морали. В Коране изложены и правила культа. Ислам формирует повседневные навыки поведения, быта, привычки — омовение, регулярную молитву, месячный пост. Перед омовением, молитвой, перед началом поста мусульманин должен прочесть сакральную форму "ниет". Этим ритуальным действием мусульманин связывается с мыслью о Боге. Всякое начинание тоже должно быть сопряжено с именем Аллаха. Перед работой, учебой, перед едой необходимо произнести слова другой формулы — "бесмеле": "Во имя Аллаха всемилостивейшего..."

Обрядовой стороне мусульманство придает первостепенное значение: пятикратный намаз, пост и хадж входят в число основных принципов, "пяти столпов" ислама. К ним причисляют также главный догмат — веру в единого Аллаха и благотворительную милостыню — "зекят". У ислама много предписаний — запрет на изображение людей и животных, на употребление алкогольных напитков, запрет на азартные игры. Однако в настоящее время эти запреты часто не соблюдаются.

Строго соблюдаются теперь только два предписания — запрет на употребление в пищу свинины и обряд обрезания. Турки совершают обрезание мальчику в возрасте 7-12 лет. Обычно это делают в августе или начале сентября. Обрезанию предшествует стрижка головы, проверка знаний основных молитв. Мальчика наряжают в красивый костюм с лентой через плечо, на которой написано арабское изречение "машаллах" - "Да хранит Бог!", сажают на коня или верблюда и везут торжественно к сюнетчи — специалисту, совершающему процедуру обрезания. Обрезание — большой семейный праздник. Родители и гости дарят виновнику торжества подарки. У турок и турецких курдов в обряде обрезания обязательно участвует восприемник, взрослый мужчина, сходный с крестным отцом у христиан. Он называется "кирве". Его обязанность опекать до совершеннолетия молодого мусульманина, наставлять на путь истинный. Накануне обрезания мальчику внушают: ты уже мужчина, сильный и храбрый, должен быть мужественным, не бояться боли. Надолго запоминается и праздничность обряда.

Большой эмоциональный эффект имеют обрядовые богослужения, совершаемые по пятницам и праздникам в мечетях, где играет роль не только психический настрой масс, но и архитектура храма, и непонятный, а потому таинственный язык Корана.

Намаз

Мусульманин должен регулярно, пять раз в сутки совершать молитву — намаз: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. К молитве призывает пение муэдзина. Выйдя на балкончик минарета, муэдзин читает нараспев арабские стихи эзана — призыва к молитве: "Аллах велик! И возвестил об этом Магомет. Вставайте на молитву, спешите же к спасенью. Намаз полезней сна". Стихи повторяются несколько раз и заканчиваются словами: "Нет иного бога, кроме Аллаха".

В Турции новые мечети все чаще строятся с минаретами без внутренней лесенки, по которой муэдзин поднимается на поясной балкончик, чтобы пропеть свой призыв. Прогресс берет свое, и муэдзина заменяет магнитофон с записью эзана. В былые времена строительство лесенки внутри минарета считалось особым искусством. В XVI в. турецкий зодчий Синан построил в стамбульской мечети Сумейма-нийе минарет с двумя внутренними лесенками, да так, что муэдзины, поднимаясь по ним, каждый на свой балкончик, никогда не встречались друг с другом.

Перед намазом обязательно омовение. Во дворе большой мечети стоит ша-дырван — шатровое сооружение, к которому подведена вода. "Когда встаете на молитву, мойте лица, обмывайте руки до локтей и ноги до щиколоток, обтирайте голову", — сказано в Коране. Ислам ратует за чистоту. "Чистота — половина веры", — эти слова приписывают Мухаммеду. Омовение необходимо не только после физического загрязнения. Оно требуется и после прикосновения к гяуру — "неверному", после пребывания в стране неверных. Намаз предписывается совершать на особом молитвенном коврике. Носить с собой такой коврик обременительно, и около мечетей в турецких городах можно видеть мальчишек, продающих большие листы оберточной бумаги — "коврики одноразового пользования". В настоящее время, особенно в крупных городах, мало кто обращает внимание на призывы к молитве. Ритм городов внес свои коррективы в распорядок намаза. Число их обычно сокращают до двух — утреннего и вечернего.

Хадж

Раньше считалось, что каждый совершеннолетний мусульманин, если он здоров и обеспечен материально, обязан совершить хадж — паломничество в Мекку. Хадж совершают во время двенадцатого месяца мусульманского календаря — зильхидже. В Турции выделялись деньги для совершения паломничества. После реформ Кемаля, отделивших ислам от государства, выдача средств на эти цели была запрещена, но в 1848 г. этот запрет был снят. Тем не менее не все турки одобряют такой расход государственных денег.

Рамазан

Мусульманин должен раз в год поститься. Мусульманский пост своеобразен: Целый день нельзя ни есть, ни пить, ни курить. Требуется воздержаться от всего, что может доставить удовольствие. В темное время суток пост прерывается: снова можно есть, пить, курить, пока не рассветет. Сам пост по-турецки называется оруч, от согдийского слова "руч" (день), но иногда его называют Рамазаном (Рамадан). Об окончании дневного воздержания оповещают вечером по радио и телевидению: вечерний эзан транслируется по всем каналам. Начинается вечернее разговенье — ифтар. Все, кто постится, заняты в это время едой. Улицы пустеют.

Последние дни Рамазана посвящены генеральной уборке в жилых домах, учреждениях, общественных зданиях. Начинается подготовка к трехдневному празднику разговенья, которым завершается месячный пост. Все дни религиозного праздника признаны государством нерабочими. Характерная черта праздника — обмен подарками, покупка обновок и поедание всевозможных сладостей: конфет, засахаренных фруктов, сладких пирожков, пекземона (виноградный сок, вываренный до густоты меда).

Праздник разговенья зовется по-турецки "шекер-байрам" (сахарный, т.е. сладкий праздник). В эти дни идет обмен поздравлениями и визитами. Домашняя прислуга, лифтеры, официанты рано утром поздравляют своих хозяев, подчиненные наносят визиты своим начальникам и обязательно дарят подарки. В последний день праздника посещают семьями кладбище, возлагают венки и раздают милостыню нищим.

А через два месяца и десять дней после начала Рамазана наступает главный праздник мусульман — курбан-байрам (праздник жертвоприношения). Он длится четыре дня. Все эти дни также нерабочие. Накануне курбан-байрама города заполняют стада овец. Рога их покрыты позолотой и обвиты лентами. Шкуры размалеваны красками. Их продают в специально отведенных местах. Дюжие хамалы-носильщики, взвалив на спину баранов, тащат их через весь город к покупателю. Во время курбан-байрама по всей стране забивают около полумиллиона животных. В первый день праздника блестят острозаточенные ножи. Часть мяса полагается раздать беднякам или устроить обильное угощение для соседей и знакомых.

Поделиться: